Home
Канатоходцы или на чем доехать до вершины
 
  Избранное
Чем выше в горы, тем меньше желающих возить свои санки. Только ненормальные энтузиасты, которых не больше десятка на всей нашей планете, раньше соглашались полдня тащить свои лыжи, чтобы затем за пять минут съехать к подножию. Горнолыжный спорт стал массовым только после того, как были изобретены канатные подъемники: бугельные, кресельные и фуникулеры.

Абра-швабра-кадабра

Бугельные подъемники являются наиболее дешевым и простым средством доставки лыжника в горы. Они представляют собой замкнутый длинный трос, циркулирующий параллельно трассе. Данный вид подъемника различается по типу крепления бугеля — специального приспособления, обеспечивающего зацеп с тросом. Бугель может быть съемным или закрепленным на тросе. В первом случае к нему привязывается веревка с перекладиной, а во втором — приделывается шест, который заканчивается кружком, именуемым «тарелкой», или поперечиной, обзываемой «шваброй». Подъемники со съемным бугелем в Европе вы уже вряд ли встретите, а «швабры» и «тарелки» распространены очень широко. Несмотря на кажущуюся простоту, они поначалу создают новичкам определенные трудности при использовании. Главная сложность возникает при старте, когда вы получаете ускорение в виде резкого рывка, который может опрокинуть вас на снег. Поэтому при пользовании бугельным подъемником следует соблюдать определенный ритуал.

Во-первых, необходимо занять стартовую позицию и принять вид опытного горнолыжника — это помогает снять нервное напряжение. Затем следует взять в руку шест, и если он с «тарелкой», просунуть ее между ног, а если это двухместная «швабра», то опереться на поперечину филейной частью своего тела. Обратите внимание, что вверху шест может быть снабжен специальной вытяжной катушкой, на которую намотан кусок троса. Она предназначена для гашения инерционного момента. Стартовать нужно, не дожидаясь, пока трос полностью выйдет из катушки. А перед рывком принять правильную стойку, слегка откинувшись назад. При падении сразу отпускайте подъемное устройство и по-пластунски отползайте в сторону, чтобы не создавать помех тем, кто надвигается сзади.

Достигнув верхней станции, необходимо слезть с «тарелки» и плавно отпустить шест, чтобы он на прощанье не задел вас или окружающих. Если вы ехали вдвоем, то сходите поочередно, а не бросайтесь врассыпную, увертываясь от «швабры».

Барское кресло

Кресельные подъемники намного комфортней, на них можно отдохнуть во время подъема, полюбоваться с высоты горным пейзажем, но за всякие излишества приходится жертвовать некоторыми преимуществами более примитивных собратьев по перевозке. Так, например, вы сможете покинуть кресельный подъемник только в конечной точке, а если он неожиданно сломается, то прокукуете на своем насесте до тех пор, пока неисправность не будет ликвидирована.

Чтобы сесть на данный вид подъемника, тоже требуется определенная сноровка. Стартовая позиция такова: лицом к горе, к подъезжающему креслу задом. Но рассматриваем не красоты природы, а, повернув голову на 180 градусов, настороженно следим за приближающимся сиденьем. Главное — вовремя, изящным движением тазовой области вписать телеса в предназначенное для них пространство. Но новичкам, как правило, с трудом удается избежать удара под коленки креслом подъемника.

Контролируйте не только движение ваших бедер, но и той руки, в которой вы держите палки, чтобы не заехать ими в физиономию соседа. Не забудьте опустить защитную планку: иначе, если подъемник внезапно остановится, вы можете не удержаться в кресле и с криком «банзай!» спланируете с высоты нескольких этажей.

Во время движения на кресельном подъемнике некоторые умудряются потерять свои лыжи, но таким чудакам никакие советы не помогут.

По прибытии наверх проверьте, не зацепились ли вы за какую-нибудь железную часть одеждой или вещами. Поднимите защитную планку и, как только лыжи коснутся снега, покиньте сиденье и сразу откатывайтесь в сторону, чтобы не получить по голове или спине прощальное «прости» от кресла.

Карету мне, карету

Гондольные подъемники и фуникулеры — самый приятный вид передвижения в горах после лыж. Об этих видах подъемника и сказать-то особо нечего. Представляют из себя небольшой вагончик или гондолу с сиденьями или без, с прекрасным обзором. Сидите себе в кабинке и наслаждаетесь скоростью и комфортом. Фуникулеры и гондолы обычно оснащены внешними приспособлениями для транспортировки лыж, поэтому не обязательно тащить их внутрь кабины. Подъемники данного типа являются наиболее дорогими по затратам на сооружение и эксплуатацию, поэтому распространены только на больших горнолыжных курортах, где необходимое количество горнолыжников обеспечивает их окупаемость. Кстати, и плата за проезд повыше будет.

Как правило, фуникулер доставляет лыжников до основной зоны катания, для подъема еще выше можно пересесть на кресельный подъемник. А там, где использование фуникулера или кресельных подъемников финансово нецелесообразно, применяются бугельные.

Современные фуникулеры обладают высокой пропускной способностью, что гарантирует отсутствие очередей на подъемники, а минимальный срок доставки на конечную станцию оставляет максимум времени для занятия горнолыжным спортом. Подняться на километровую высоту вы сможете всего за 5-7 минут, что значительно быстрее, чем при пользовании другими видами подъемников.

Все выше, и выше, и выше

В наиболее популярных горнолыжных курортах Европы и Америки за годы их существования была создана огромная единая транспортная система подъемников. Такие места поражают приехавших сюда впервые обилием фуникулеров, креселок и бугелек. Наиболее престижные отели в курортах подобного типа построены в непосредственной близости от подъемников, чтобы гости после завтрака, не тратя времени на пустяки, сразу могли подняться на горные склоны. Здесь можно купить единый пропуск (ski-pass) на все подъемники на несколько дней и наслаждаться катанием, путешествуя с одного склона на другой. Например, на границе Италии и Швейцарии, где расположены курорты Червиния и Церматт, система подъемников настолько развита, что превращает местность в огромный, не имеющий границ, район для катания на горных лыжах. За несколько дней можно ни разу не скатиться вниз по одной и той же трассе! Лишь для возвращения лыжники выбирают маршрут, который позволяет съехать прямо к своему отелю. Для тех же, кто к концу дня уже не в силах спуститься самостоятельно, подъемники начинают работать на спуск.
Copyright © 2009 by Oleg 
Hosted by uCoz