Home                 
Космические тормоза
 
  Избранное
Все военные разработки, как правило, направлены на то, чтобы решить вопрос демографического взрыва наиболее кардинальным, окончательным и безболезненным путем.

Тем более приятно осознавать, что иногда достижения военной технической мысли могут быть использованы не для транглюкации очередного потенциального противника, а для спасения жизни обывателей, не умеющих маршировать строем.

Космическая промышленность в этом плане также не стала исключением. Сильно милитаризированная, она порой дарит гражданскому сектору весьма достойные решения чисто земных проблем. Например, как в случае изобретения композитных материалов на основе керамики.

Когда космический аппарат входит в плотные слои атмосферы, его кинетический нагрев может составить более 15.000 градусов. Его спасает специальная термическая защита в виде керамических пластин, снижающих температуру до 2.000 градусов.

Сходная проблема присутствует в тормозной системе любого автомобиля, где источником нагрева является трение колодки о диск. При высокой температуре компоненты входящие в состав колодки начинают испаряться, а выделяющиеся при этом газы снижают трение, что приводит к резкому падению эффективности торможения. Это особенно актуально для спортивных автомобилей, где частое и интенсивное торможение не редкость, а правило. Неудивительно, что тормозные диски из керамики впервые стали применяться в болидах  «Формулы I».

Это позволило сделать первые шаги к их дальнейшему удешевлению, и превращению из штучного товара, если не  в массовый, то доступный избранным. По крайней мере, уже две фирмы объявили об оснащении своих серийных автомобилей керамической системой тормозов. Это «Porsche» с моделью “911”  и «Mercedes-Benz» с “CL55 AMG”. Возможность эффективного торможения особенно важна у подобного класса машин, имеющих максимальную скорость более 300 км/ч и разгоняющихся до 100 км за четыре секунды. «Porsche» назвал свою тормозную систему Porsche Ceramic Composite Brake (PCCB), а «Mercedes-Benz» - C-Brake.

Преимущества керамики перед обычными тормозами очевидны. В первую очередь это беспроблемное торможения при нагреве тормозной колодки до температур 1.400 - 1.600 градусов. Более плотное прилегание колодки позволяет сократить тормозной путь. Масса керамических тормозов меньше на 50-60% чем у стальных, это позволяет улучшить ходовые характеристики и уменьшить расход топлива. Увеличенный срок эксплуатации - 300.000 км., против обычных 60.000, тоже весьма приятное достоинство.

Конечно, такие системы еще слишком дороги, чтобы в ближайшем будущем стать классической нормой комплектации. Например, розничная цена РССВ составляет 15.000 немецких марок. Но этот первый шаг к более безопасному автомобилю, несомненно, будет способствовать снижению себестоимости керамических тормозов, и превращению их из экзотики в заурядную деталь автомобильного каталога.
Copyright © 2009 by Oleg 
Hosted by uCoz