Home                 
Живой росток, ломающий асфальт
 
  Избранное
Несмотря на стремление сделать механическую собачку, искусственную розу и синтетический маргарин, человек по сути своей остался  сыном полей, лесов и рек. Когда железная хватка его интеллекта неожиданно дает сбой, на поверхность всплывают давно забытые инстинкты.

Однажды он обнаруживает, что сияние и лоск современных интерьеров, которыми он раньше восхищался и настойчиво желал иметь, вдруг превращаются в могильные склепы, откуда тянет затхлостью и гнилью. Ему хочется разбить зеркала, исцарапать полировку или просто смачно плюнуть на пол. Не хватает чего-то важного. Тщательно создаваемая гармония стала разрушенной. Вы рассматриваете окружающие вас кушетки, канделябры и ковры, и вдруг осознаете, что всё это - нечто не имеющее цены, но не потому, что бесценно, дорого или редко. Вы вспоминаете те времена, когда вашим домом была пещера,  жирный окорок мамонта жарилась на костре, а кваканье лягушек порождало душевный покой. Здесь не нужно было думать об уровне холестерина, курсах акций и постоянных битвах за утомительное право называться царем природы.

Когда вас посещают подобные видения, это не галлюцинации, расстройство желудка или сглаз,  это просто зов предков. Показатель того, что уровень урбанизации достиг предельный значения, и еще немного, человек сам станет электронным аппендиксом.

Первыми это почувствовали японцы, по понятным причинам - как передовой авангард индустриальной цивилизации. Чем быстрей возрастало качество жизни, тем более сильные психологические нагрузки оно порождало. К счастью для человечества, японцы такая нация, которая из любой ситуации найдет достойный выход без потери лица. И этим решением стало древнее искусство аранжировки цветов, название которого прочно вошло во все языки мира.

Несмотря на то, что первая школа икэбаны была основана еще в 15 веке, стремительное распространение она получила только сейчас. Оказалось, что заложенные в ней принципы универсальны, всеохватны и очень эффективны, особенно в наше время стрессов и страстей.

Вы приносите домой пучок травы, странной формы ветку, сосновую шишку, неожиданно упавшую рядом. Располагаете их так и эдак. И все напрасно. Коряга рядом с телевизором смотрится нелепо, а ветка рябины на столе  чужеродно. Но стоит всем этим вещам попасть в руки мастера, как неожиданно все встает на свои места. Дело оказывается в том, что ветка должна быть не просто положена, а положена с определенным расчетом. Но этот расчет должен выглядеть так, словно это было изначально, а не создано с большим трудом, тщательным поиском и бесконечным терпением. Шишка не валяется под дубом, а если и валяется, то не спроста. В этом и заключается таинственный секрет икэбаны.

В результате созданная икэбана мгновенно преображает окружающее пространство. И не имеет значение, где находится это чудо, среди стремительных линий современных офисов, солидной обстановки чопорных банков или беспорядка вашей спальни. Искусственное вдруг превращается в живое, а монотонность теряет свою резиновую тягучесть. Из лампочек льет дневной свет, домашняя кошка становится загадочным хищником, а из спальни доносится шелест камышей. 

Икэбана это особый язык, порой непонятный как иероглиф, который притягивает взгляд, заставляя искать разгадку нашего бытия.  Икэбана это часть природы, она рождает совершенно другие положительные эмоции, отличные от тех, которые приносят нам книги, театр или фильмы. Это не уход, а слияние. Возврат к состоянию счастливого детства.

Икэбана не может быть каноном. Как природа изменчива и непредсказуема, так и икэбана находится в постоянном поиске и развитии.  Она может быть любой, как традиционной, так и авангардной.  Но в любом случае,  это мощь, глубина, объемность и жизнеутверждаемость.

И как всякое искусство, икэбана невозможна без кропотливого труда, передачи традиций, диалога мастера и учеников.
Copyright © 2009 by Oleg 
Hosted by uCoz